закрыть
Задать вопрос

Заполните форму и Ваш вопрос будет отправлен нам. Система нашей справки на основании Вашего вопроса подберет наиболее подходящие ответы. Если ответов на Ваш вопрос не будет в списке предложенных, то он будет адресован сотруднику НТБ и ответ Вы получите по указанному Вами почтовому адресу, а также ответ будет опубликован в справке.









Ракета, открывшая человеку дорогу в космос

       Космос вовсе не далек.
       До него всего час езды —
       при условии, что твоя машина
       может ехать вертикально вверх.

Фред Хойл

«Константин Эдуардович потряс тогда своей верой в возможность космоплавания, я ушёл от него с одной мыслью — строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно — пробиться к звёздам… <…> Надо попытаться создать ракету для полёта в заатмосферное пространство. Дело сложное, прежде всего надо создать самолёт с реактивным двигателем, а прообразом такого самолёта должен стать планер на реактивной тяге»1, вспоминал позже Сергей Павлович Королёв о встрече с Циолковским, произошедшей в Калуге в 1929 году по дороге из Одессы в Москву.

Космическая страница в истории была открыта в 1958 году, когда самарский завод ЦСКБ-прогресс освоил производство новых двигателей РД-107 и РД-108, разработанных в ОКБ-456 специально для межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

Космический корабль «Восток» был выведен на орбиту трехступенчатой ракетой-носителем 8К72. Первые две ступени этого носителя – четыре боковых и центральный блоки были изготовлены в Куйбышеве, на заводе авиазаводе № 1(с 1961 года – завод «Прогресс»), а надёжные двигатели для этих блоков – на заводе им. Фрунзе № 24, впоследствии завод «Моторостроитель» (ныне Самарский ОАО «КУЗНЕЦОВ»).

 «Кузнецовскими» двигательными установками РД-107А/РД-108А и НК-33 оснащаются все ракеты-носители «Союз». Доля предприятия в сегменте ракетных двигателей на российском рынке составляет 80%, а по пилотируемым пускам – 100%. Мир до сих пор не предложил модель космического двигателя, которая бы превзошла советские/российские разработки по стоимости и надежности в эксплуатации. Они до сих пор составляют основу отечественной космонавтики. С 1961 года и по сей день все космонавты с космодрома Байконур летают на модификациях двигателей РД-107/108, созданных прославленным академиком Валентином Петровичем Глушко. К настоящему времени сделано 16 модификаций этих двигателей для разных задач.

Научно-вспомогательный указатель включает в себя книги, статьи из периодических и продолжающихся изданий, имеющиеся в библиотеке Самарского университета, а также электронные информационные ресурсы открытого доступа.

Указатель состоит из двух разделов:

  1. Ракета для первого космонавта планеты. «Восток»  
  2. Двигатели первой космической ракеты. ЖРД РД-107 и РД-108.

Внутри каждого раздела источники расположены в алфавите фамилий авторов и заглавий работ.

Предложенные в указателе источники информации помогут студентам, аспирантам, специалистам детальнее познакомиться с конструкцией и техническими параметрами двигателей для ракеты «Восток».

Обычная версия сайта